Електронний каталог ННСГБ НААН online
Електронний каталог
ННСГБ НААН online

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 Місце академіка М.П. Петрова в розвитку техніки колійного господарства залізниць повна стаття
doi.org/10.31073/istnauka202202-13
Янін В.
Сторінки: 196–211
Короткий огляд

Микола Павлович Петров (1832-1920) відомий нам як активний дослідник техніки колійного господарства вітчизняних залізниць. Цій проблематиці він присвятив понад 20 своїх наукових праць. На особливу увагу дослідників заслуговує внесок М.П. Петрова в розвиток динамічного розрахунку залізничної колії. Зокрема, розглядається його гіпотеза про рівну пропорційність між прогинанням і вантажем при статичній і динамічній дії останнього тощо.

У зв’язку із зростанням швидкості руху поїздів і вимогами безпеки, необхідно було здійснити динамічний розрахунок залізничної колії. Методи динамічного розрахунку колії були розроблені вітчизняними вченими, в основному Миколою Павловичем Петровим. Він запропонував гіпотезу про рівну пропорційність між прогинанням і вантажом при статичній і динамічній дії останнього, склав і вирішив в кінцевих різницях диференційне рівняння руху центру інерції колеса по рейці.

М.П. Петров першим розглянув вплив нерівностей колеса і колії на напругу в рейці. Вчений врахував сили інерції колеса і елементів верхньої будови. Він також запровадив у розрахунок вертикальні складові неврівноважених сил інерції поворотно-рухомих частин механізмів.

Ключові слова
залізничний транспорт, колесо, рейка, колія, техніка
Список використаних джерел та літератури
  1. Журавский Д.И. О мостах раскосной системы Гау. Санкт-Петербург. 1956. Ч. 2. 161 с.
  2. Паукер Г.Е. Строительная механика: Курс Николаевской инженерной академии/ Под ред. Кирпичева. Санкт-Петербург, 1891. 410 с.
  3. Энрольд Ф.И. Нормальные типы рельсов. Инженерные записки. 1874. Т.1, Вып. 2. 507 с.
  4. Холодецкий А.А. Об износе железнодорожных рельсов в зависимости от напряжений, появляющихся в них при действии подвижной нагрузки. Инженер (Киев), 1888. № 6. С. 224–234.
  5. Липин Н.И. О железных дорогах. Журнал Министерства путей сообщения. 1840. Т.3. Кн.3. С. 228–227; Кн.4. . 287–330.
  6. Стецевич И.Р. О сопротивлении верхнего строения. Изв. Собрания инженеров путей сообщения. 1895. № 9. С. 129-144.
  7. Васютинский А.Л. Наблюдения над временными деформациями верхнего строения пути на Варшаво-Венской железной дороге. Труды ХV съезда инженеров службы пути. Москва. 1898. С. 64–67.
  8. Холодецкий А.А. Исследование влияния внешних сил на верхнее строение железнодорожного пути. Инженер (Киев). 1896. №12. С.507–5167; 1897. №1. С. 8–22.
  9. Богуславский Н.Б. К вопросу об усилении верхнего строения железнодорожного пути. Журнал Министерства путей сообщения. 1899. № 4. С. 142–156.
  10. Петров Н.П. Влияние поступательной скорости движения колес на напряжение в рельсе при отступлении колеса от круглой формы и рельса, лежащего на шести опорах от прямолинейнего вида. Записки Русского технического общества. 1905. №1. 52 с.
  11. Петров Н.П. Давление колес на рельсы железных дорог. Петроград. 1915.327 с.
  12. Холодецкий А.А. К вопросу о влиянии скорости и неправильного вида колес на динамические прогибы рельсов. Петроград. 1915. 93 с.
  13. Годыницкий-Цвирко А.М. О динамичекских расчетах верхнего строения пути. Журнал Министерства путей сообщения. 1915. Кн. І и ІІ. 238 і 168 с.
  14. Труды Комиссии под председательством Куницкого по вопросам «О напряжениях в рельсах и остальных частях верхнего строения железнодорожэного пути». Санкт-Петербург. 1913. 238 с.
  15. Цеглинский К.Ю. Железнодорожный путь в кривых. Москва: Чичерин. 1903. 157 с.
  16. Журнал Министерства путей сообщения. 1899. № 3. 143 с.
  17. Погорельский. Из какого материала должны быть рельсы. Журнал Министерства путей сообщения. 1897. Т.6. С. 94–102.
  18. Шахунянц Г.М. Путь и путевое хозяйство. Москва: Трансжелдориздат, 1949. 632 с.
  19. Грум-Гржимайло В.Е. Качество рельсов. Труды научно-технического комитета МПС. 1926. Вып. 42. С. 64–89.
  20. Петров Н.П. Напряжения в рельсах от вертикальных давлений катящихся колес. Влияние скорости и неправильного вида колес. Санкт-Петербург. 1907. 120 с.
  21. Богуславский Н.Б. Об инфлюентных линиях для расчета прочности элементов железнодорожного пути Труды научно-технического комитета МПС. 1927. Вып. 54. С. 63–71.
  22. Григорьев В.В. Статический расчет пути. Труды научно-технического комитета МПС. 1927. Вып. 54. С. 35– 39.
  23. Григорьев В.В. Исследование расчетной схемы рельсового пути. Труды научно-технического комитета МПС. 1930. Вып. 105. С. 56–67.
References
  1. Zhuravskiy D.I. (1956). O mostakh raskosnoy sistemy Gau [On the bridges of the diagonal Gau system]. Sankt-Peterburg. CH. 2. 161 s. [in Russian]
  2. Pauker G.Ye. (1891). Stroitel'naya mekhanika: Kurs Nikolayevskoy inzhenernoy akademii [Structural mechanics: Course of the Nikolaev Engineering Academy]./ Pod red. Kirpicheva. Sankt-Peterburg, 410 s. [in Russian]
  3. Enrol'd F.I. (1874). Normal'nyye tipy rel'sov [Normal types of rails]. Inzhenernyye zapiski [Engineering Notes]. T.1, Vyp. 2. 507 s. [in Russian]
  4. Holodetskiy A.A. (1888). Ob iznose zheleznodorozhnyih relsov v zavisimosti ot napryazheniy, poyavlyayuschihsya v nih pri deystvii podvizhnoy nagruzki. [On the wear of railway rails depending on the stresses that appear in them under the action of a moving load]. Inzener [Engineer] (Kiev), № 6. С. 224–234. [in Russian]
  5. Lipin N.I. (1840). O zheleznykh dorogakh. [About railways]. Zhurnal Ministerstva putey soobshcheniya [Journal of the Ministry of Railways]. T.3. Kn.3. S. 228–227; Kn.4. . 287–330. [in Russian]
  6. Stetsevich I.R. (1895). O soprotivlenii verkhnego stroyeniya [About the resistance of the upper structure]. Izvestiya Sobraniya inzhenerov putey soobshcheniya [Proceedings of the Meeting of Railway Engineers]. № 9. S. 129-144. [in Russian]
  7. Vasyutinskiy A.L. (1898). Nablyudeniya nad vremennymi deformatsiyami verkhnego stroyeniya puti na Varshavo-Venskoy zheleznoy doroge [Observations on temporary deformations of the track structure on the Warsaw-Vienna railway]. Trudy ХV s"yezda inzhenerov sluzhby puti [Proceedings of the XV Congress of track service engineers]. Moskva. S. 64–67. [in Russian]
  8. Kholodetskiy A.A. (1896, 1897). Issledovaniye vliyaniya vneshnikh sil na verkhneye stroyeniye zheleznodorozhnogo puti [Study of the influence of external forces on the upper structure of the railway track]. Inzhener [Engineer] (Kiyev). №12. S.507–5167; №1. S. 8–22. [in Russian]
  9. Boguslavskiy N.B. (1899). K voprosu ob usilenii verkhnego stroyeniya zheleznodorozhnogo puti [On the issue of strengthening the upper structure of the railway track]. Zhurnal Ministerstva putey soobshcheniya [Journal of the Ministry of Railways]. № 4. S. 142–156. [in Russian]
  10. Petrov N.P. (1905). Vliyaniye postupatel'noy skorosti dvizheniya koles na napryazheniye v rel'se pri otstuplenii kolesa ot krugloy formy i rel'sa, lezhashchego na shesti oporakh ot pryamolineynego vida [The influence of the translational speed of the wheels on the stress in the rail when the wheel deviates from the round shape and the rail lying on six supports from the rectilinear view]. Zapiski Russkogo tekhnicheskogo obshchestva [Notes of the Russian Technical Society]. №1. 52 s. [in Russian].
  11. Petrov N.P. (1915). Davleniye koles na rel'sy zheleznykh dorog [Wheel pressure on railroad tracks]. Petrograd. 327 s. [in Russian].
  12. Kholodetskiy A.A. (1915). K voprosu o vliyanii skorosti i nepravil'nogo vida koles na dinamicheskiye progiby rel'sov [On the question of the influence of speed and the wrong type of wheels on the dynamic deflections of rails]. Petrograd. 93 s. [in Russian].
  13. Godynitskiy-Tsvirko A.M. (1915). O dinamichekskikh raschetakh verkhnego stroyeniya puti [On dynamic calculations of the superstructure of the track]. Zhurnal Ministerstva putey soobshcheniya [Journal of the Ministry of Railways]. Kn. І i ІІ. 238 í 168 s. [in Russian].
  14. (1913). Trudy Komissii pod predsedatel'stvom Kunitskogo po voprosam «O napryazheniyakh v rel'sakh i ostal'nykh chastyakh verkhnego stroyeniya zheleznodorozhenogo puti» [Proceedings of the Commission chaired by Kunitsky on the issues "On stresses in the rails and other parts of the upper structure of the railway track"]. Sankt-Peterburg. 238 s. [in Russian].
  15. Tseglinskiy K.YU. Zheleznodorozhnyy put' v krivykh [Railway track in curves]. Moskva: Chicherin. 1903. 157 s. [in Russian].
  16. (1899). Zhurnal Ministerstva putey soobshcheniya [Journal of the Ministry of Railways]. № 3. 143 s. [in Russian].
  17. Pogorel'skiy. (1897). Iz kakogo materiala dolzhny byt' rel'sy. [What material should the rails be from]. Zhurnal Ministerstva putey soobshcheniya [Journal of the Ministry of Railways]. T.6. S. 94–102. . [in Russian].
  18. Shakhunyants G.M. (1949). Put' i putevoye khozyaystvo [Way and track facilities]. Moskva: Transzheldorizdat, 632 s. . [in Russian].
  19. Grum-Grzhimaylo V.Ye. (1926). Kachestvo rel'sov [Rail quality]. Trudy nauchno-tekhnicheskogo komiteta MPS [Proceedings of the Scientific and Technical Committee of the Ministry of Railways].Vyp. 42. S. 64–89. [in Russian].
  20. Petrov N.P. (1907). Napryazheniya v rel'sakh ot vertikal'nykh davleniy katyashchikhsya koles. Vliyaniye skorosti i nepravil'nogo vida koles [Stresses in rails from vertical pressures of rolling wheels. Influence of speed and incorrect type of wheels]. Sankt-Peterburg. 120 s. [in Russian].
  21. Boguslavskiy N.B. (1927). Ob inflyuyentnykh liniyakh dlya rascheta prochnosti elementov zheleznodorozhnogo puti [About influent lines for calculating the strength of railway track elements]. Trudy nauchno-tekhnicheskogo komiteta MPS [Proceedings of the Scientific and Technical Committee of the Ministry of Railways].Vyp. 54. S. 63–71. [in Russian].
  22. Grigor'yev V.V. (1927). Staticheskiy raschet puti [Static path calculation]. Trudy nauchno-tekhnicheskogo komiteta MPS [Proceedings of the Scientific and Technical Committee of the Ministry of Railways]. Vyp. 54. S. 35– 39. [in Russian].
  23. Grigor'yev V.V. (1930). Issledovaniye raschetnoy skhemy rel'sovogo puti [Study of the calculation scheme of the rail track]. Trudy nauchno-tekhnicheskogo komiteta MPS [Proceedings of the Scientific and Technical Committee of the Ministry of Railways].Vyp. 105. S. 56–67. [in Russian].
сайт создан компанией web студия