УДК 37:631.6(092)

Буковинськи Ласло
канд. с.-х. наук, декан факультета водного хозяйства
и защиты окружающей среды Института им. Ш. Тешшедика
Сарваш (Венгрия)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И МЕЛИОРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САМУЕЛЯ ТЕШШЕДИКА

Проаналізовано наукову та науково-організаційну діяльність видатного вченого Самуеля Тешшедіка (1742-1767) — угорського лютеранського пастора, який заснував Сарвашську сільськогосподарську школу (1780-1806). Його наукові ідеї та принципи носили революційний характер і корінним чином відрізнялися від загальновизнаних. Висвітлено його досягнення в галузі меліорації, які використовуються у сучасних умовах.

  Самуэль Тешшедик
  Самуэль Тешшедик

Введение

Самуел Тешшедик (1742-1820) с 1767 г. — лютеранский пастор а также один из пионеров сельскохозяйственной науки и производства своего времени, основоположник венгерского хозяйственного образования. Фундаментом, который лёг в основу стремлений общепризнанного реформатора, явилось знание тогдашнего венгерского и зарубежного общественно-хозяйственного опыта — в первую очередь западноевропейского, с которым он познакомился во время учёбы. Это и дало ему возможность анализировать современное и сравнивать его с поздним феодальным венгерским положением (особенно затисским).

Знание тогдашних условий ведёт Тешшедика к глубокому анализу крестьянского хозяйства. Основной целью являлось создание хозяйственных и культурных условий для буржуазных преобразований и развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

Своей деятельностью учёный охватывал обширный круг вопросов, базируясь на известных научных исследованиях, проведенных на протяжении столетий. Его творчество нашло отражение в богатом научном наследии.

Жизнь Тешшедика (Tessedik) характеризуют его выдающиеся труды, среди них такие, как "Крестьянин в Венгрии" (1784) и "Автобиография" (1819).

Среди трудов, посвященных его жизни и научной деятельности нужно отметить монографии Веллманна (Wellmann) "Тешшедик Самуел"(1954) и Тотха (Toth) "Тешшедик Самуел" (1976), а также "Сочинение Тешшедика" (1788) о рулях школы.

Сегодняшнюю актуальность некоторых отраслей его сельскохозяйственной деятельности раскроет представленная статья Буковински (Bukovinszky) (2005).

Метод

Исходя из характера темы, анализ и оценка жизни и научного творчества учёного основываются на трудах Тешшедика и специальных работах о его деятельности.

В анализе деятельности выдающегося реформатора автор использует также и положения его теоретического и практического опыта, которые используются и подтверждаются сегодня.

Результаты

а). О заслугах учёного в области сельскохозяйственного образования узнаём из богатого творческого наследия. Тешшедик устанавливает низкий уровень тогдашнего венгерского образования, а также проповедует необходимость реформы школы, доказывая своими действиями необходимость создания новой школы.

Свой план института представляет помещику (без которого желаемый путь не доступен). И с 1779 года начинается его научно-практическая деятельность, когда "в саду прихода он в тиши сделал некоторые хозяйственные попытки и в достаточной мере испытал лучшую обработку и утилизацию земли разными способами". Следующей ступенью к намеченной цели учёного был благоприятный ответ помещика на получение 6 хольдов (4 гектара) земли для практического хозяйственного сада. Таким образом, датой создания школы Тешшедик считает 8-е мая 1780 года, когда действительно была заложена база образования.

Он сам называет свою школу "практическим хозяйственным институтом", в этом названии есть двойное выражение "практическое" и "усердное", доказывая, что учёба может состояться не только на теоретическом преподавании знаний, но и на практическом усвоении их во время самостоятельной работы. У Тешшедика эти слова не расходятся с делом. Осуществление на практике его идей подтвердило полную гармонию того, что он проповедовал в области педагогики. Его институт — это с одной стороны, настоящие объявление войны против закоренелого метода образования, против того, что молодежь должна тратить свои самые лучшие годы на зубрёжку мёртвых букв, слогов, слов, предложений, изречений, правил, "воспрещений". С другой стороны, он предъявляет свой собственный метод, который основан на передаче реальных знаний, на воспитании в работе в отличие от формального образования. "По моему мнению, — пишет Тешшедик — безделье учащейся молодёжи, готовность к ничегонеделанию, которые она усваивает в школе (!), являются корнями и неиссякаемым источником "траурных хлопот", которые наводняют венгерский крестьянский и буржуазный класс, и, как подсказывают чувства, знания, опыт и убеждения только школьная деятельность является единственным средством против прошлого, закоренелого и развращенного быта".

Что же являлось целью его института?

Воспитание умных и старательных земледельцев и хозяев, мастеров, мануфактурщиков и торговцев, кроме этого, преподавателей для начальных школ. Его стремления были направлены на то, чтобы дать широкие возможности крестьянам вести свои хозяйства логично и правильно; специалистам — строить знания на твёрдой основе, используя домашнюю практику и зарубежный опыт, а педагогам — научить народные массы стать многогранными специалистами.

Неслыханно богатый запас знаний Тешшедик закладывал в душах крестьянской молодежи с безграничным усердием и любовью. После многовековой темноты в Сарвашскую школу врывается свежий воздух и солнечный свет.

Откуда же черпает новый институт такой весьма революционный запас знаний? Прежде всего из огромного опыта одного человека, который помимо многих других забот, выполняемых задач и взятых на себя обязательств, является его основателем, директором, инспектором, преподавателем, комендантом и адвокатом одновременно. Если бы он сделал только одну творческую работу по созданию и расцвету своего института, то и это было бы заслугой всей жизни и его имя было бы увековечено среди знаменитых людей в истории венгерской культуры.

Из анализа практического и иллюстративного метода воспитательной работы в институте следует, что в образовании книги и рукописи имеют второстепенный характер. Акцент поставлен на практической стороне, поэтому Тешшедиком создана беспримерная коллекция растительности венгерской земли (разные сорта деревьев, семян, полезных и вредных, лечебных и ядовитых растений). А устройство и использование важных сельскохозяйственных приборов и машин учёный иллюстрирует частично на медном клише, частично на моделях, приготовленных из дерева.

"В практическом хозяйственном саду, — отмечает учёный, — я конкретно и наглядно показал исправленное сельское хозяйство: вспашку, искусственную обработку лугов, стойловую систему, разные садовые растения, выращивание фруктовых деревьев, живую изгородь, разведение шелковичных червей, пчеловодство, выращивание и очистку люцерны и клевера". Его ученики на основе собственного опыта знакомились со всеми этими достижениями.

Для нового сельскохозяйственного рабочего воспитательные методы Тешшедика имели революционный характер, в то же время и для объекта образования, прежде всего в маленьких хозяйствах, были предоставлены широкие возможности. Здесь, под открытым небом, учебные занятия проводились в тесной взаимосвязи с многочисленными требованиями и к физической подготовке. В ходе практической работы ученики полностью усваивали весь цикл, понимая, что образованному хозяину надо знать об улучшенном сельском хозяйстве всё — от начала обработки земли до продажи продуктов на рынке.

Сарвашская школа плодотворно действовала с 1780 до 1806 года. А потом из-за многих экономических и общественных трудностей была закрыта. Дух института, который поставил на первое место практическое образование, служит примером и в настоящее время.

Учебное здание института было возведено в 1791 году, а в настоящее время функционирует как городской музей.

Принципы учебной практики Тешшедика были использованы при создании некоторых венгерских институтов. Более подробно учёный подготовил учебный план для царского двора (Тешшедик, 1819).

б). Мелиоративная деятельность Тешшедика в области земледелия общепризнана в научных кругах. Его научные положения в области мелиорации почв, взгляды на охрану и улучшение почв, а также сохранение и увеличение плодородия почв почти полностью признаны в современной мелиорационной науке.

Учёный использует научные выражения: мелиорация, амелиорати, мелиоратион. Его представления и системы соотносительности согласуются с нашими сегодняшними взглядами.

Улучшение засоленных (солонец) почв является самым выдающимся достижением его научной мелиорационной деятельности, что дало значительные практические результаты. С засоленными почвами он познакомился только после приезда в город Сарваш. На то время не могли добиться в плане улучшения плодородия этих голых почв, которые подвержены высушиванию.

Тешшедик борется с закоренелыми взглядами относительно мелиорации почв, и его работа успешно завершается. Он приходит к выводам эмпирически, без подробного химического анализа. На сегодняшнее время его метод анализа химических и физических свойств засоленных почв и способы их улучшения уже полностью признаны. Последующие результаты опытов подтверждают его основные взгляды.

Так называемую настилку известковой материнской породы как мелиорационный способ можно поставить в центре его деятельности, что считается самым удачным достижением, которое осталось на века. Настилка материнской породы, содержащая СаСО3, и замешивание её в верхний засоленный слой почвы эффективно способствует обмену ионов Nа — Са, и таким образом, улучшает структуру и водный режим почв.

"Я улучшал засоленную землю, которую не могли улучшить только вспашкой, зубной бороной, копанием, плантажам, другими землистыми материалами, как и луговую землю, песок, песчаный мергель, глину. Я считаю, что для улучшения засоленных почв нужно устранить их самую большую трудность — именно слишком плотную связанность и твёрдость, вместо общепризнанных методов достигнуть нужной для почвы рыхлости, так как корни легче могут распространяться в рыхлой почве", — пишет Тешшедик.

Этим способом, в сущности, он устранил самое вредное свойство засоленных почв — Настилкой и замешиванием улучшал структуру и водный режим почвы (то есть химическое и физическое свойство её) этим самым он обеспечил производственные условия для выращивания культурных растений. Этот невероятный и в то же время проверенный в действительности метод мелиоративной деятельности Тешшедика можно рассматривать как самое удачное достижение его жизни на долгие века.

Он занимался и другими элементами мелиорации (в настоящее время мы можем говорить о его стремлении к комплексному решению охраны почвы) — вопросами обработки почвы, внесения удобрений, севооборота и орошения — с его привычной взыскательностью.

Резюме

Заслуги Самуеля Тешшедика (1742-1820), венгерского лютеранского пастора, в конце ХVIII и в начале XIX веков были огромны и особенно дальновидные в данных общественно-хозяйственных условиях.

Он использует практическую работу в первую очередь как педагогический и воспитательный принцип. По его теории, работа, с одной стороны, — средство знаний в процессе практического образования, с другой стороны, способ применения практических знаний. Он превзошёл взгляды мыслителей того времени в области практической педагогической и воспитательной деятельности, сконцентрировавши основное внимание на работе.

Для улучшения жизненных условий современного крестьянства учёный занимается плодородием засоленных почв. В результате настилки песчаным мергелем (известковой материнской породой) и смешивания её с верхнем слоем почвы, структура, известковый состав и водный режим почвы улучшались на продолжительное время. Благодаря этому он стал пионером и профессионалом в деле мелиорации засоленных почв.

Список использованной литературы

  1. Bukovinszky L. (2005): Az agrarreformer Tessedik mai idoszerusege. Tudomanyos Tanacskozas, Szarvas, 2004. december 10., 6-11 p.
  2. Tessedik S. (1784): A parasztember Magyarorszagon. In: A reformer Tessedik, TSF, Szarvas (2002).
  3. Tessedik S. (1788): A helyseg es iskola szabalyozasa. In: A reformer Tessedik, TSF, Szarvas (2002).
  4. Tessedik S. (1819): Oneletiras. In: A reformer Tessedik, TSF, Szarvas (2002).
  5. Toth L. (1976): Tessedik Samuel 1742-1820. Szarvas.
  6. Wellmann I. (1954): Tessedik Samuel. Muvelt Nep Konyvkiado, Budapest.

Титульна сторінка Видання
© Буковинськи Ласло, 2006